Республика Саха, она же Якутия, является крупнейшей территорией в составе России, которая простирается далеко за Полярный круг, а размеры равно сразу нескольким странам Европы. За последние десятилетие таяние морского льда открыло вдоль её побережья краткий маршрут между портами Восточной Азии и Западной Европы Северный морской путь, а его воды таят в себе множество полезных ископаемых — олово, кобальт и другие металлы. Неблагоприятные погодные условия и другие обстоятельства осложняют разведку Северного морского пути, однако множество ведомств РФ и российские инвесторы уже занимаются добычей подводных ископаемых и выражают надежды, что кроме нефти и газа они могут найти что-то ещё.
Перспективными ископаемыми считаются круглые камни конкреции, содержащие минералы, которые можно использовать в электронике. Однако, как сообщает, геолог из Парижа Хавьер Эскартен, места их обитания мало изучены и для полного понимания их потребуется много лет, а добыча подводных ископаемых в морском пути может негативно повлиять на экосистему его вод. Сами исследования и составления карты морского дна слишком дорогостоящие, что делает добычу ресурсов нерентабельным.
Сами же российские горнодобывающие компании также не прибегают к добыче ископаемых в Северном морском пути. Производитель алмазов в России «Алроса» называет Якутию северным рубежом краткосрочных геологоразведочных работ, а «Норникель» — крупная компания по производству никеля, заявляет, что не планирует глубоководную добычу. Тем менее Россия в 2001 году подавала заявку на расширение экономической зоны с двухсот морских миль от побережья вплоть до некоторых мест Северного полюса. Британские эксперты заявили, что когда-то полностью покрытые льдом воды Якутии теперь открыты к судам четыре месяца в году и глобальное потепление может расширить эту тенденцию. Однако с ростом судоходства, помимо изучения последствий для экологии, чаще стали звучать призывы об ограничении дноуглубительных работ, загрязнения окружающей среды и о прозрачности процесса горнодобывающих работ.
В заключение журналисты предположили, что на фоне этого Северный морской путь может стать будущей горячей точкой в мировой экономике и экологии, при чём не только на суше, но и под водой.